ГАЗЕТА «Землемер»
ОБ УНИВЕРСИТЕТЕ ФАКУЛЬТЕТЫ АБИТУРИЕНТАМ НОВОСТИ КОНТАКТЫ

Версия для печати
ГАЗЕТА «Землемер»

Газета Землемер спец. выпуск для абитуриентов 2014 г.
Газета Землемер №51 .
Газета Землемер №50 .
Газета Землемер №49 .
Газета Землемер №48 .
Газета Землемер №47 .
Газета Землемер спец. выпуск для абитуриентов 2013 г.
Газета Землемер №46 сентябрь 2012 г.

Газета Землемер №5 (5) мая 2005 г.

№5 (5) мая 2005 г.
Основана в 1930

Газета Федерального Государственного Образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственный Университет по землеустройству"



Навстречу 60-летию Великой Победы.

Наступил год 60-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Эта круглая дата, к сожалению, является фактически последней, которую сможет отметить оставшаяся очень малочисленная часть участников Великой Отечественно войны 1941-1945 годов. В этой связи акцент предъюбилейных и юбилейных торжеств, по нашему мнению, должен быть смещен в сторону организации прямых контактов между ветеранами войны и молодежью, которая в недалеком будущем станет определять судьбу России и которая просто обязана перенять лучшие качества у ветеранов. Желательно, чтобы такие встречи проходили по инициативе юношей и девушек. По большому счету, в настоящее время только подрастающее поколение сможет узнать истинные основы как ратного, так и гражданского патриотизма. Оказавшись участником таких импровизированных мастер-классов, молодые люди из первых рук узнают настоящую правду об истоках непобедимости воинов Красной Армии и мощи Советского государства. Думается, что после таких активных встреч с ветеранами у ребят, несомненно, появится желание формировать в себе, затем в своих детях и внуках те человеческие качества, за которые советских людей уважали во всем мире, надеялись на них. Они поймут, что без таких уникальных достоинств, которые имеются у пожилых людей, прошедших войну, нельзя сохранить не только традиционные ценности нашей страны, но и саму Российскую Федерацию.
Необходимо сделать так, чтобы шоу-сторона чествования ветеранов обычно показная, а потом раздражающая их, уступила место содержательной. Основные торжества следует перенести места проживания участников войны. Там окружающие их люди лучше знают, чем живут старики, в чем нуждаются, и не дежурно относятся к удовлетворению обычно минимальных запросов своих заслуженных соседей. И конечно же, не банальные фронтовые 100 грамм, не шествование в костюмах одного цвета и покроя по Красной площади, незаседание обычно с краю президиумов всевозможных собраний нужны сейчас этим почетным гражданам нашей страны, чей возраст уже более 80 лет. Им требуется всего лишь идущее от сердца постоянное человеческое внимание. Именно в обстановке такой элементарной заботливости они станут чувствовать себя нужными людям, а следовательно, получат дополнительный жизненный импульс.

Совет ветеранов войны и труда



Государственный университет по землеустройству (МИИЗ) в годы Великой Отечественной войны

В.В. Косинский,
А.И. Дрябезгов

В июне 1941 г. в Московском институте инженеров землеустройства (МИИЗ) закончилась очередная экзаменационная сессия на всех курсах института, студенты и преподаватели выехали на учебные и производственные практики за тысячи километров от Москвы, завершались заседания государственных экзаменационных комиссий, кафедры готовились к новому учебному году.
В первые дни войны у коллектива МИИЗа стали выбывать студенты, преподаватели и сотрудники, призванные в РККА. Уже 23 июня 1941 г. было призвано в армию 10 человек, до 12 июля - 20, до 10 октября - 44 человека. Из призванных в Красную армию 32 студента были зачислены слушателями Военно-инженерной академии им. В.А. Куйбышева.
Здесь уместно привести воспоминания нашего преподавателя, доцента В.И. Харьковского. Будучи студентом 1-го курса его застала война. Вот что он пишет: "Многим студентам нашего института пришлось быть очевидцами и участниками боевых действий в самом начале войны, еще до генерального наступления фашистских войск на Москву.
С июля 1941 года студенты МИИЗа самоотверженно трудились на оборонительных работах в Смоленской области, под Рославлем и Ельней. Здесь им пришлось впервые узнать фашистского зверя по его бесчеловечным бомбежкам и обстрелам мирного населения. Немецкие самолеты по-людоедски охотились за машинами, переполненными студентами с лопатами, кирками, ломами, пикируя и расстреливая безоружных людей. Уже тогда пролилась кровь моих дорогих товарищей. Но это не запугало остальных. Напротив, ребята работали с еще большей энергией и ожесточением.
Помнится, как во время отступления наших частей танк провалился сквозь мост. Моторная часть его уперлась в речное дно р. Десны, дуло пушки задралось и смотрело вверх - в небо. Движение огромной колонны было приостановлено, у реки создалась пробка. Нам пришлось участвовать в строительстве нового моста около разрушенного. Работали ночью, без всякого перерыва, по грудь в воде. И какая же у всех была радость, когда по нашему детищу - новому мосту - стали идти танки. Усталости как не бывало!
В дальнейшем мы отступали вместе с войсками, потом нас отозвали в институт. Но … учиться пришлось всего полмесяца. В середине октября многие миизовцы ушли добровольцами в ополчение.
Ночной марш ополченцы совершали от места сбора, где теперь кинотеатр "Звезда"/ по свеже выпавшему снежку, в гражданской одежде. Мы заняли окопы в ближнем оборонительном поясе столицы. Когда замерз канал Москва-Волга и по льду его навстречу врагу двинулись наши части, нас перебросили ближе к Ленинградскому шоссе. Мы понимали, что готовился контрудар.
И ненавистного врага отбросили. В памяти осталась картина разбитой военной техники врага, зеленые трупы фашистских солдат в снегу. Наши части двинулись на запад".
В институте был создана группа самозащиты из преподавателей и сотрудников. Входящая в нее противопожарная команда во время бомбежки успешно тушила зажигательные бомбы. Так, при вражеском налете в ночь на 7 августа - было потушено 9 бомб.
Многие студенты участвовали в работах по созданию оборонительных сооружений под Москвой. В конце августа на эти работы было мобилизировано 20 сотрудников.
В сентябре 1941 г. проводилось всеобщее военное обучение. И в это трудное для москвичей время, когда вражеские полчища приближались к столице, состоялся прием в институт: 1 и 4 октября 1941 г. на 1 курс было зачислено 104 человека, из них только 9 мужчин.
С 15 октября занятия были временно прекращены, а все мужчины от 16 до 50 лет и женщины до 40 лет объявлялись мобилизованными на трудовой фронт. Затем последовало распоряжение об эвакуации института в Северный Казахстан - г. Петропавловск.
В октябре - ноябре 1941 г. состоялся переезд большей части преподавателей и студентов в г. Петропавловск, а меньшая часть осталась в г. Москве. После преодоления значительных трудностей по благоустройству в эвакуации и набора первокурсников, учебные занятия начались там в конце ноября 1941 г. несмотря на недоедание и холод в помещениях, весь коллектив, проявляя большую ответственность, успешно выполнял план.
Налаживались производственные связи с колхозами и совхозами, им оказывалась помощь в проведении сельскохозяйственных работ. Проводилась политико-воспитательная работа среди студентов и местного населения.
Был создан коллектив художественной самодеятельности. Сборы от его выступлений на сцене областного театра поступали в фонд помощи фронту.
В г. Петропавловске институт работал в 1941-42 и 1942-43 уч. годах. Контингент студентов в эвакуации был доведен до 300 человек. На основании Постановления СНК СССР № 856 от 8 августа 1943 г. в конце сентября 1943 г. состоялась реэвакуация института в г. Москву.
В Москве оставалась меньшая часть института. К началу 1942 г. здесь числилось 134 студента, преподавателями работали преимущественно пожилые люди. В течение войны здесь также проводилась подготовка и выпуск инженеров-землеустроителей и геодезистов. Кроме того выполнялись работы оборонного значения: студенты под руководством преподавателей проводили исследовательские ((руководитель - проф. И.Ф. Голубев) и геодезические работы на строительстве военных аэродромов.
В 1943 году по указанию Московского комитета ВКП(б) институт начал оказывать помощь Солнечногорскому району Московской области в восстановлении сельского хозяйства, участвовал в сельскохозяйственных работах на его территории. В районах, освобожденных от фашистских оккупантов, велись работы по землеустройству и планировке.
Самой малой частью института в период войны являлся его филиал в г. Кологриве Горьковской области. На необходимость такого филиала было указано еще в августе 1941 г. приказом ВКВШ и НКЗ СССР № 9/МП/377. Этот филиал функционировал в 1942-1943 гг. и в 1943-1944 учебных годах. В 1944 г. студенты филиала были переведены в МИИЗ.
В целях усиления политического воспитания студенчества в феврале 1944 г. во всех группах был введен единый еженедельный политчас. Тогда же для проведения военных занятий студенты были сведены в учебный военный полк, в котором батальонными и ротными командирами являлись преподаватели. В 1944 г. постепенно стали прибывать демобилизованные воины, в том числе и для прохождения учебы, начатой ими здесь до ухода на фронт. В 1944-45 учебном году только инвалидов Отечественной войны пришло в институт 11 человек.
В конце 1944 г. на Всесоюзном конкурсе сельскохозяйственных вузов деятельность МИИЗа была отмечена 2-й премией (35 тыс. руб.) и Почетной Грамотой Народного Комиссариата земледелия.
Производственную практику по землеустройству и геодезии летом 1944 года студенты проходили в районах, освобожденных от фашистской оккупации, а студенты-геодезисты 2-го курса - на срочном строительстве подмосковного военного аэродрома.
Учебная практика по геодезии проводилась в районе студенческих общежитий у станции Яуза, а по почвоведению - в подмосковных колхозах. студенческий обед, и в чертёжку. Здесь сидишь до 10 вечера, чертишь, читаешь, вычисляешь. Затем пешком на Казанский вокзал и электричкой в своё Быково. Приезжаешь около 12 ночи, кипяток с батоном (или наоборот), сон, а назавтра всё заново. И так три года.
Фронтовики - люди взрослые, помогать им некому, поэтому стипендия и дополнительный летний (а иногда и зимний!) заработок - вот и все источники существования. Хорошо ещё обучение было бесплатным. В силу своей взрослости (мы были лет на 10 старше основной массы студентов) и сурового жизненно-го опыта фронтовики были для всех примером порядочности и серьёзного отношения к делу. И учились мы, не смотря на трудности, сначала не хуже, а потом и лучше других. Никаких поблажек нам не было, и о том, что ты участник кровопролитной войны никто даже и не вспоминал. За восемь лет моего пребывания в институте День Победы не отмечался ни разу. Но к нам относились внимательно сотрудники, которые сами побывали в этом пекле. По первым двум курсам особенно запомнились преподаватели: высшей математики В.Н. Жерихин, геодезии Н.Н. Украинцев, С.В. Взнуздаев, Н.Н. Александров, топографического черчения И.В. Кастрюлин, А.Д. Шулейкин, немецкого языка Н.В. Загребина, Т.П. Каган, Б.Г. Пановко. Ну, и, конечно, прекрасные лекции по геодезии А.В. Маслова и по высшей математике А.К. Успенского.
После первых двух лет обучения трудности познавательного характера были преодолены, и мы влились в общий поток на равных с остальными студентами. Все фронтовики успешно закончили институт, все оказались отличными специалистами, на производстве трудились, как правило, руководителями, а некоторые стали сотрудниками научных учреждений и преподавателями вузов.


Несокрушимая и легендарная

Факультет военного обучения Государственного университета по землеустройству

Особенность современного этапа развития России заключается в широкомасштабном реформировании всех сфер жизни общества и государства, в частности его военной организации и системы образования. Несмотря на отличия в содержании, этапах, формах и сроках проведения указанных реформ, их главные цели объективно взаимосвязаны. Действительно, военная реформа направлена на достижение новых качественных параметров всей системы обороны и обеспечение безопасности страны. Реформирование же системы образования подчинено повышению уровня образования, культуры и нравственности человека, формированию гармонически развитой, социально активной и творческой личности, что применительно к военной сфере деятельности означает качественный скачок в профессиональном мастерстве защитников Отечества. Составной частью и одной из важных задач реформы системы образования России является проведение структурной перестройки и улучшение управления образованием, упорядочение сети образовательных учреждений и направлений подготовки специалистов, обеспечение рационального порядка определения и реализации государственного кадрового заказа, в том числе и в деле подготовки офицеров запаса.
В настоящее время мобилизационный резерв офицеров в плановом порядке готовится и накапливается для Вооруженных сил, Федеральных служб и войск Российской федерации. Выполнение этой государственной задачи возложено на людей, которые отчетливо понимают необходимость военно-патриотического воспитания молодежи, подготовки ее к службе в армии.
Факультет военного обучения - одно из структурных подразделений Государственного университета по землеустройству.
Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса является составной частью добровольной подготовки граждан к военной службе. Оно включается в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования как дополнительная образовательная программа.
Военная кафедра основана осенью 1942 года и первоначально готовила офицеров-артиллеристов для действующей армии.
В настоящее время в университете созданы три военные кафедры:
1. "Командная инженерных войск".
2. "Техническая инженерных войск".
3. "Юридическая".
На кафедрах инженерных войск осуществляется подготовка офицеров запаса для Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям по следующим военно-учетным специальностям:
- "Боевое применение подразделений инженерной разведки".
- "Применение понтонно-мостовых подразделений, частей".
- "Применение инженерных подразделений, частей и соединений водообеспечения".
- "Применение инженерных электротехнических подразделений и частей".
- "Организация эксплуатации и ремонта инженерного вооружения".
Военная кафедра "Юридическая" готовит офицеров запаса, в т.ч. с правом обучения девушек по специальности "Юрисконсультская работа" для организаций и учреждений юридической службы Министерства обороны, Военной Прокуратуры и других силовых структур Российской федерации.
За время обучения студенты получают глубокие теоретические знания по вопросам обеспечения боевых действий и жизнедеятельности войск, изучают нормативно-правовые акты по организации и строительству Вооруженных сил.
Сегодня без преувеличения можно сказать, что факультет развивается. Практически все предложения офицеров-преподавателей находят положительный отклик в ректорате. На кафедре разработан порядок конкурсного отбора и утверждено Ректором университета Положение о профессиональном отборе граждан для обучения на военной кафедре по программа подготовки офицеров запаса. Оно проводится путем письменного тестирования с индивидуальной оценкой результатов и включает проверку уровня знаний гражданами основ истории развития государства, военно-исторических событий и памятных дат, международной обстановки и способности к аналитическому мышлению, логике и принятию самостоятельного решения по поставленным вопросам. Вторым этапом профессионального отбора является проверка уровня физической подготовки.
Все эти разработки родились не на пустом листе. Состояние военной подготовки студентов и перспективы ее развития ежегодно рассматриваются на Ученом совете университета. Факультету выделены дополнительные площади в университете для оборудования и оформления учебных аудиторий кафедры тактико-специальной и военно-специальной подготовки. В сентябре 2003г. введен в строй новый 2-х этажный учебный корпус на учебно-технической базе "Чкаловкая" в Щелковском районе Московской области, идут работы по оборудованию инженерного городка, спортивного городка, полосы препятствий и других учебных точек для проведения практических полевых занятий на местности.
Учебные аудитории кафедр оснащаются компьютерной, мультимедийной, теле- видеотехникой и техническими средствами обучения за счет денежных средств университета, так называемых "внутренних резервов". И в этом направлении полное взаимопонимание и поддержка со стороны ректора университета профессора Волкова Сергея Николаевича. Ведь военный факультет не только юридически в его подчинении, но и он сам, а так же ряд проректоров в свое время проходили военную подготовку на военной кафедре в стенах родного университета.
На военной кафедре стараниями офицеров-преподавателей п-ка Пашталяна Л.И., п-ка Щербакова А.В., п/п-ка Пономаренко В.В., п/п-ка юст. Охлопкова В.Н. внедряются последние разработки в области информационных технологий. Накоплен определенный опыт использования Интернета для создания базы данных по военной тематике, оперативного анализа последних военных известий. Разработано несколько программ для обучения и контроля за знаниями студентов с использованием компьютерных контрольно-обучающих классов.
Особо хочется остановиться на учебном сборе в войсках. Вроде бы ничего особенного в этом событии нет. Прошли курс обучения и как будущие офицеры запаса были приведены к присяге. На самом же деле необычным было все. Студенты увидели и на себе прочувствовали реальный армейский быт, выполнили упражнения стрельб из автомата и пистолета, метание ручных гранат. Проведены практические занятия по подрывному делу, в ходе которых каждый студент лично изготовил зажигательную трубку и подорвал одиночный заряд. Каждый учебный взвод произвел расчет и вязку электровзрывной сети, отрывку шурфов и производство взрыва. Все студенты при отработке нормативов практически работали номерами расчетов и приобрели навыки в работе с материальной частью понтонно-мостового парка ПМП. В ходе занятий преподавателями п/п-ком Тюриным В.В., п/п-ком Волковым И.А. отсняты и смонтированы учебные видеофильмы.
Существенно расширяющаяся учебно-материальная база факультета, увеличенный гос.заказ на подготовку специалистов для службы в кадрах и мобилизационного резерва, разнопрофильность военных специальностей безусловно положительно сказывается на конкурсе среди абитуриентов, поступающих в университет, повышает престиж как самого вуза, так и, безусловно, всей военной подготовки. Условия для претворения этих планов в жизнь есть.
На кафедре работают офицеры-преподаватели, имеющие богатый служебный и педагогический опыт., в т.ч. ветеран кафедры подполковник запаса Валерий Гурьянов.
На административных должностях в университете работают бывшие сотрудники кафедры - полковник запаса А.Назаров, подполковник запаса А.Терехов, подполковник запаса В.Холов
Из числа военнослужащих факультета государственными наградами РФ награждены - подполковник В.В.Бибиков - за мужество и самоотверженность при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе- орденом Мужества; подполковник С.Г. Тарзанян - за личный вклад в поддержание боевой готовности - орденом "За заслуги перед Отечеством"
II степени, подполковник Герасименко В.В. - за участие в боевых действиях в Афганистане, Чеченской республике - орденом "Красной звезды", медалями "За отвагу", "За заслуги перед Отечеством" II степени.
К 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне силами сотрудников и студентов военного факультета открыт Музей истории и развития инженерных войск, где представлена экспозиция военного обмундирования, снаряжения воинов российской армии, вооружения и техники, подлинные экземпляры военного имущества и фотографии времен Второй мировой войны.
Непосредственное личное участие в оформлении Музея приняли подполковник Пономаренко В.В., студенты факультета "Городской кадастр" Лопаткин Д.А., Матюшин А.И., факультета "Землеустройство" Гнездилов С.В., Архитектурного факультета Соловьев Е.М., Лобанов А.В., Кириленко А.Г., Леонов А.А., Юридического факультета Крылов Д.М.

И.О. Начальника факультета военного
обучения полковник юстиции
Ю. Лысенко



О моей учебе в годы войны

Ветеран землеустройства,студент МИЗа в 1940-1945 гг.
В.В. Северюхин

Первые мои 17 лет прошли в Кирово-Чепецком районе Кировской области, центром которого является город Кирово-Чепецк (быв. посёлок Чепца). Летом 1940 года мне посчастливилось встретиться со студентами МИЗа, которые находились на производственной практике под руководством Виктора Павловича Рязанова. Они помогли мне сделать выбор профессии геодезиста и в последних числах августа я покинул свою малу Родину.
В конце августа 1940 года я приехал в Москву и был принят в МИЗ. В институте ознакомился со стендами на втором этаже, в которых были представлены материалы о факультетах (землеустроительном и геодезическом) и убедился в правильности выбора будущей специальности. До начала занятий посетил ВСХВ, установил контакт с Михаилом Ивановичем Северюхиным (1916-1994), моим дальним родственником, старшим товарищем - другом, который оказывал мне моральную и материальную поддержку во время учёбы в МИЗе, всегда мы были с ним верными друзьями. Михаил служил в РККА и остался в Москве на сверхсрочную службу в Генштабе Советской Армии. В МИИЗе у меня сложились дружеские отношения с Виктором Павловичем Рязановым, который помогал мне осваивать геодезическую науку, помог выбрать тему дипломной работы, и его роль консультанта была высоко оценена А.И. Булановым, который был рецензентом. Благодаря его постоянному вниманию ко мне и требовательности в трудные военные годы мне удалось получить диплом с отличием. После окончания МИЗа с В.П. Рязановым мы поддерживали постоянную связь.
В сентябре 1940 года определился состав преподавателей: Л.С. Черкасский - основы марксизма-ленинизма, А.В. Маслов - геодезия, Н.Г. Ермоненский - топографическое черчение, В.Н. Жерихин - высшая математика, М.А. Снегирев - история землеустройства, Д.И. Журавлев - физика, Н.Н. Александров - декан факультета, Н.А. Павлов - высшая геодезия, Н.И. Ив-анова немецкий язык, М.К. Вентцель - полевая астрономия, В.М. Богданов - планировка сельскохозяйственных мест, В.Ф. Дейнеко - аэрофотогеодезия и другие.
Преподавательский состав отличался высоким профессионализмом и требовательностью. С нетерпением ждал первую лекцию по геодезии Алексея Васильевича Маслова, который безукоризненно владел предметом. Заинтересованно и с большим вниманием мы слушали о роли и значении геодезии в ходе землеустроительных работ. Он легкой походкой входил в 101-ю аудиторию, клал на окно общую тетрадь, в которую никогда не смотрел. Все формулы на доске выписывал по памяти; умел во-время оживить аудиторию каким-нибудь курьезным случаем из практики: рассказывал, как отправлял студентов в геокамеру за визирной осью. А когда читал лекцию о задаче Потенонта, имеющую несколько решений, то вспоминал студента, задавшего вопрос: "Почему товарищ Потенонт, так и не смог решить задачу?". Мы его любили за доходчивые объяснения,подкреплённые практическими примерами.
Особенно запомнился один случай на практике. Мы занимались освоением мензульной съемки. Алексей Васильевич узнав, как мы работаем, сказал: "Всё неправильно"; установил реечника, сделал отсчёты, выписал высотную отметку, не заглядывая в таблицы, предложил реечнику поставить рейку на горизонталь и вскоре нарисовал горизонтали на значительном участке плана. Мы "рты раскрыли": "Вот так надо работать!" сказал Маслов. Он блестяще владел не только теорией, но и практикой.
В октябре 41-го на долю А.В. Маслова выпала труднейшая задача. Мы студенты - немосквичи доверили ему свою судьбу и поехали в Петропавловск. Сколько хозяйственных проблем выпало на его долю трудно представить. Он спокойно их решил, обеспечил нормальное обучение студентов, а главное создал как бы филиал МИЗа. Это был подвиг! Для нас, в те времена, он был и педагогом, и старшим товарищем, и отцом. В тоже время он был строгим, но справедливым преподавателем, получить у него пятерку было сложно, но эта оценка была гарантией великолепных знаний.
Помимо учебного процесса, Маслов организовал подготовку студентов-трактористов, для замены мобилизованных на фронт колхозников и хотя наша помощь не потребовалась, весной 42-го мы овладели новой профессией.
Алексей Васильевич был не только прекрасный преподаватель, выдающийся учёный, хороший организатор, но и видный общественный деятель. Он неоднократно избирался депутатом Бауманского Райсовета, честно исполнял эту почётную, но очень ответственную обязанность, не оставляя без внимания проблемы избирателей.
Алексей Васильевич был скромным человеком, долгие годы прожил в коммуналке, имея все права, как заслуженный деятель науки, улучшить свои жилищные условия вне очереди.
И, последнее, он никогда не терял связи со своими выпускниками, являясь активным членом Всесоюзного астрономо-геодезического общества.
Мне посчастливилось быть учеником профессора Николая Гавриловича Ермолинского, который как никто мог заинтересовать студентов в изучении методов топографического черчения.
Следует отметить интерес студентов к истории землеустройства, которую читал М.А. Снегирёв. Актовый зал всегда был полон, мало кто пропускал его лекции.
На всю жизнь я запомнил сдачу экзамена по высшей математике, которую принимал Василий Николаевич Жерихин. Он обратил внимание на недостаточную чёткость формулировок ответов и дал понять, насколько важна точность каждого сказанного слова.
Очень помогли мне в жизни выступления в домбровом оркестре под управлением декана геофака Николая Николаевича Александрова. Мы успешно концертировали, я исполнял роль примы, и та уверенность, что подарила мне сцена, оставалась со мной долгие годы.
Среди преподавателей с большой теплотой вспоминаю профессора, известного астронома М.К. Вентцеля, его лекции по полевой астрономии были совершенны по содержанию, читались в живой форме, со своеобразным юмором. Он начинал: "У нас на небе, у вас на земле…". Сдавать экзамен ему было легко. После того, как он давал вопрос на экзамене, студент начинал писать ответ, а экзаменатор разворачивал газету и можно было заглянуть в конспект (газета разделяла экзаменатора и студента). Через некоторое время был вопрос: "Вы готовы отвечать?" Если в ответ было: "Да", то начинался строгий разговор с выяснением знаний. Оценка ставилась в соответствии с ответом, а вывод формул имел второстепенное значение.
Лекции по высшей геодезии читал профессор Николай Александрович Павлов. Сложность ответов на экзамене нам была известна заранее. Каждый из нас знал, на какую оценку он претендовал. На "5" надо было выйти с чистым листом бумаги и при пристальном взгляде Н.А. сделать вывод формул, заданных в билете. Я всегда претендовал на "4", т.к. можно было иметь начало ("Дано"), выписать контрольный вывод в ходе ответа и также написать конечный результат. На "3" можно было ответить по конспекту с дополнительными вопросами. Если ответа не было, то Н.А. Павлов давал руку студенту "до следующего раза".
Особенно хочется отметить большие заслуги в преподавательской деятельности Виктора Михайловича Богданова, который заложил основы для создания кафедры "Архитектура".
Весь профессорско-преподавательский состав МИЗа зарекомендовал себя отличными специалистами, досконально знающими свое дело.
Большое значение для нас, геодезистов, имело то, что наряду с основной специальностью нам была предоставлена возможность получить в сжатом виде знания землеустроительного профиля. Эти знания помогли мне выполнить дипломную работу в колхозе "Шубино" Солнечногорского района, Московской области, в котором я выполнил одновременно проект, предусматривающий переход на 9-польный севооборот с использованием материалов аэрофотосъемки. В 1946 году я разработал овощной севооборот в колхозе "Терехово" (в настоящее время деревня вошла в территорию Москвы).
Я добрым словом вспоминаю преподавателей МИЗа за то, что они привили стремление к движению вперед, к совершенствованию знаний, к саморазвитию.
В 1945 победном году я приступил к исполнению своих обязанностей, любимой профессии инженера-геодезиста в условиях восстановления народного хозяйства страны, а в последствии на объектах военно-промышленного комплекса (ВПК). С А.В. Масловым поддерживалась постоянная связь на собраниях ВАГО, которые регулярно проводились в Планетарии. Он всегда интересовался моими успехами и неудачами, давал советы, проявлял заботу как к своему воспитаннику.
Фактически моя трудовая деятельность началась в МИЗе: 1942 год - техник на производственной практике в колхозе "Кулет" Кокчетавского района Казахской ССР (выполнил мензульную съемку в М 1:50000 под руководством М. Бигонина, 1943 год - техник Самарского отряда Алма-Атинской "Сельхозаэросъемки" (руководитель Д. Морковин, нач. партии Г. Колодин), 1944 год - и.о. инженера Красноярского предприятия "Гидромелиоводстрой" (руководитель А. Тихонов), выполнил мензульную съемку в М 1: 25000 на площади 2000 га, в Балахтинском районе (ферма "Балдаштык").
Учеба на 5 курсе сочеталась с выполнением топографических съемок в М 1:2000 по заданиям Архитектурно-планировочной мастерской Мособлисполкома (руководитель В.Я. Абрамов, руководитель геодезической группы В.И. Панов). С однокурсником И.И. Смажилом выполнен ряд заданий в Московской области.
1946 год. Я был принят на должность инженера-геодезиста в отдел генплана ГСПИ 4 (бывший "Гипроспец" Наркомата боеприпасов). Созданный Серго Орджоникидзе в 1932 году этот институт в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) выполнял ответственные правительственные задания по проекти-рованию эвакуированных заводов на Урал и в Сибирь. В послевоенные годы коллектив Института внес существенный вклад в восстановление народного хозяйства и в укрепление обороны страны. В 1982 году заслуги Института отмечены награждением Орденом Трудового Красного Знамени. В настоящее время - ОАО "Проектмашприбор".
На мою долю выпала честь работать первым геодезистом в комплексном отделе Генплана, транспорта и изысканий. На протяжении ряда лет я участвовал в разработке генпланов, решая геодезические задачи, относящиеся к горизонтальной и вертикальной планировке местности, с размещением сооружений ком-плексов, привязкой проектов к местности, для переноса их в натуру. В комплексном отделе мне удалось усвоить технологию разработки генплана, выполняя проектно-изыскательские работы в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объекта строительства. В настоящее время ВУЗами недостаточно уделяется внимания подготовке специалистов по генплану. В этом плане подает большие надежды факультет ГУЗа "Городской кадастр" (декан факультета профессор - А.Г. Юнусов).
В целом, моя многолетняя трудовая деятельность сложилась следующим образом: инженер, старший инженер, начальник комплексной изыскательской партии, начальник отдела изысканий, директор проектно-изыскательского института "Якутгражданпроект" до 1970 года, в период 1970-1992 годов главный специалист института "Союзмашпроект" (бывший ГСПИ-4), генеральный директор ЗАО "МЕЖА" (1993-2005 гг.).


Сражение за Белоруссию

А. Дрябезгов

Летом 1944 г. была освобождена наиболее пострадавшая от фашистских захватчиков Советская республика Белоруссия.
Операция по ее освобождению под названием "Багратион" началась 23.06.44г. - первый день 4-го года Великой отечественной войны. Операция была тщательно подготовлена и блестяще проведена. В ней участвовали войска 4-х фронтов -трех Белорусских и 1-го Прибалтийского, а также соединения партизан. Первая армия Войска Польскою, французский авиаполк "Нормандия" и другие воинские части- всего свыше 2 500 тысяч человек, в том числе более 630 тысяч коммунистов.
Через 2 месяца наступательных боев на фронте, протяженностью свыше 1000 км, войска противника были разгромлены и отброшены к западу на 550-600 км. К 29 августа 1944 г, были освобождены полностью Белорусская ССР и значительная часть Литовской ССР, а также территория Польши до реки Вислы.
Среди миизовцев имеются участники освобождения многострадальной Белоруссии. Некоторые из них прошли с боями через многие области республики. Так, профессор Батраков Ю.Г" (командир отделения артиллерийской разведки) пересек Белоруссию с востока на запад (по маршруту Быхов-Минск-Лида). Боевой путь профессора Троицкого В.П.(сержанта- артиллериста) проходил севернее (Орша-Борисов -Молодечно), а у профессора П.А. Попова (адъютанта командира батальона) южнее (Бобруйск-Слуцк-Брест).
Старшие преподаватели института В.Ф.Вавилин, Н.Т Колесников и Я.В. Корыткин также сражались на территории Белоруссии, будучи офицерами - командирами соответственно минометного взвода, пулеметной роты и батареи орудий".
В частях 1-го Белорусского фронта служили профессоры А.И.Обиралов и В.И. Харьковский, заведующий лабораторией Г.В. Третьяков. Их фронтовые дороги того лета проходили преимущественно по северной части Украины, а в июле 1944 г. уже в Польше. Помощником командира взвода был А.И. Обиралов, батареей противотанковых пушек командовал офицер Войска Польского В.И. Харьковский, механиком-водителем танка служил Г.В. Третьяков.
В операции "Багратион" свое боевое крещение в 18-летнем возрасте получил доцент В.Е. Архангельский, который начал воевать в августе 1944 г, в районе Нарвского плацдарма (уже в Польше), будучи командиром пулеметного расчета.
В Белоруссии воевали еще зимой в 1943-1944г.г. доцент М.П.Пахомов и ст.научный сотрудник А.И. Дрябезгов. Первый из них был полковником, начальником штаба инженерных войск армии, сражавшейся в районе г.Могилева. Старшина дивизиона A.И. Дрябезгов участвовал во взятии Городка и осаде Витебска, был тяжело ранен на марше к г. Полоцку.
За участие в освобождении Белоруссии все перечисленные миизовцы удостоены Правительственных наград. Орденами Отечественной войны награждены Я.В. Корыткин, П.А. Попов, В.И. Харьковский, орденом Красная звезда - В.Ф. Вавилин и В.П. Троицкий.
В связи с 40-летием освобождения в начале июля 1985 года В.П, Троицкому было присвоено воинское звание "Почетного гражданина г. Алитуса Литовской ССР". Какой же ценой было заплачено за освобождение этого всего только районного центра свидетельствует братская могила у города, в которой покоится 3 тысячи (!!) соратников В.П. Троицкого по дивизии, покрывшей себя славой и награжденной в боях орденами Ленина, Суворова 2 ст. и Красного знамени.
О фронтовой жизни в Белоруссии, причем еще до генерального летнего наступления, можно судить по выдержкам из дневника Ю.Г. Батракова, который представлен на следующей странице.


ВЫДЕРЖКИ ИЗ ВОЕННОГО ДНЕВНИКА

Профессор Ю.Г. Батраков

В составе 936 артиллерийского полка, 362 стрелковой дивизии, в качестве командира отделения артиллерийской разведки я прошел с боями по территории Белоруссии более 500 километров.
В течение полугода урывками вел дневник, отдельные выдержки из которого привожу ниже:
"I января 1944г. Встречали новый год в дер. Бахань. Выпили по 150 грамм. Было улучшенное меню. Фриц побрасывает из орудий. Промокли до костей. Ночь спать не пришлось..."
"4 января. Утром началось наступление. Непрерывная канонада. Заняли дер. Узники. Ни одного целого дома. Вся деревня горит. Ранен Родионов..."
"6 января. Строили землянки. Немного поспал. Холодно. С утра началась сильная артиллерийская перестрелка. И так каждый день. до Днепра 3 км."
"13 января. Ходили в баню, в дер. Никоновичи. Видел укрепрайон созданный немцами для борьбы с партизанами..."
"12 марта. Присвоили звание сержант. Приняли кандидатом в члены партии. Два раза пробовали наступать, но безуспешно. Потери..."
"7 апреля. Переехали в Смолицу. Четыре дня наступали. Заняли три траншеи. Ранены Нарышкин, Плющиков. Жуткие обстрелы. Целый день бомбят с самолетов. Одна бомба попала в землянку, пробила один накат, а второй от содрогания провалился. Но, к счастью, все остались живыми..."
"I мая 1944 г.Настроение веселое - дали по 200 граммов водки. Кажется, не разведена. Вечером участвовал в художественной самодеятельности - рассказывал ("Прогулка", "Весна России"). Получил благодарность от командира полка. Смотрел фильм "Новые похождения бравого солдата Швейка..."
"13 июня. С радостью встретили сообщение о высадке войск союзников. Был на семинаре комсоргов в корпусе. Награждены медалями за ранения в боях Малков и Бородкин..."


Все предложения по названию газеты, а так же конструктивные замечания и предложения по ее информативному и визуальному содержанию направлять главному редактору Косинскому В. В. (ком. 2009)
Также приветствуются литературно-информационный авторский материал и аналитические статьи.

Номер выпускали:

Главный редактор - Заслуженый работник культуры РФ, профессор Косинский В.В., Зам. главного редактора, дизайн и вёрстка - студент Алёшин Д.И.,
Адрес редакции:
105064, Москва, ул. Казакова, д.15, Государственный Университет по Землеустройству, кабинет 2009, тел. 261-66-49
E-mail: guzru@cityline.ru Участок оперативной полиграфии ГУЗа. (Зав. И.И. Михайлов)

 
ГУЗ основан в 1779 г.



Дистанционное обучение по программам «Управление маркетингом», «Менеджмент», «Управление персоналом»

Ramblers Top100

Тел./факс: (495) 261-95-45 Email: info@guz.ru 105064, Москва, ул. Казакова, д.15, ГУЗ www.guz.ru Copyright © 2007