ГАЗЕТА «Землемер»
ОБ УНИВЕРСИТЕТЕ ФАКУЛЬТЕТЫ АБИТУРИЕНТАМ НОВОСТИ КОНТАКТЫ

Версия для печати
ГАЗЕТА «Землемер»

Газета Землемер спец. выпуск для абитуриентов 2014 г.
Газета Землемер №51 .
Газета Землемер №50 .
Газета Землемер №49 .
Газета Землемер №48 .
Газета Землемер №47 .
Газета Землемер спец. выпуск для абитуриентов 2013 г.
Газета Землемер №46 сентябрь 2012 г.

Газета Землемер №3 (3) июнь 2004 г.

№3 (3) июнь 2004 г.
Основана в 1930

Газета Федерального Государственного Образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственный Университет по землеустройству"



Обращение Сергея Николаевича Волкова в связи с 225-летием ГУЗа

 

Дорогие друзья! Студенты, преподаватели, сотрудники, выпускники нашего старейшего в России университета!
От всего сердца поздравляю вас всех с замечательным юбилеем нашего ГУЗа.
По сложившейся традиции в преддверии очередного Юбилея мы подводим итоги и определяем планы на будущее.
Коллективу нашего университета удалось в значительной степени реализовать намеченное по дальнейшему совершенствованию образовательных технологий, направленных на повышение качества и эффективности обучения, а также интеграции нашего учебного заведения в мировую образовательную систему.
В новом году, с 24 по 28 мая, наш университет торжественно отмечает свой знаменательный юбилей - 225 лет со дня основания! По этому знаменательному поводу принято специальное "Распоряжение Правительства Российской Федерации".
Идя навстречу к этой прекрасной Дате, нашему университету есть, чем гордиться! ГУЗ занял третье место в рейтинге 59 аграрных вузов страны.
19 апреля 2001 г., в Париже, в зале Конгрессов "за динамику развития, осуществление новых проектов и успехи в стратегическом управлении производством" ГУЗ был награжден золотой медалью Общества содействия национальной промышленности Франции, а Ректор - знаком Почетного лауреата этого общества за заслуги в стратегическом управлении вузов.
Оценивая работу вузов СНГ в 2001-2002 г.г. специалисты Высшего Женевского института бизнеса и управления присудили нашему университету международную награду "Золотой Слиток" как наиболее устойчиво развивающемуся предприятию на рынке образования. Почетный корпоративный диплом и золотой слиток были вручены руководству университета в Женеве 11 ноября 2002 г.
И совсем недавно, 23 декабря 2003 г., Общество содействия национальной промышленности Франции вновь присудило ГУЗу почетную награду - золотую медаль Наполеона.
Эти награды свидетельствуют о признании нашего университета на внешнем и внутреннем образовательных рынках и выделяют его из ряда других вузов страны. К настоящему времени из 1000 государственных и частных высших учебных заведений России только 4-вуза имеют подобные награды, учрежденные в 1997 г.
Все эти награды получены благодаря нашему дружному и творческому коллективу университета, вам дорогие студенты, преподаватели и сотрудники, вашему таланту и трудолюбию.
Примите слова искренней благодарности и признательности за самоотверженный труд и ощутимый вклад в подготовку высококвалифицированных кадров для АПК. Выражаю уверенность в том, что и в будущем году вы приложите максимум усилий для решения стоящих перед университетом задач.
От всей души желаю всем вам творческой работы, крепкого здоровья, счастья, душевного подъема, осуществления всех ваших замыслов и жизненных устремлений на благо процветания нашего родного ГУЗа, дальнейшего развития землеустроительного образования нашей страны, во имя нашей великой России! С Прекрасным Юбилеем.

Ректор ГУЗа, профессор С.Н. Волков



Наши достижения.

Вся работа ректората в 2003 г. была направлена на подготовку к празднованию 225-летнего юбилея со дня основания Государственного университета по землеустройству.
Принято Распоряжение Правительства Российской Федерации (№689-р от 28 мая 2003 г. за подписью Председателя Правительства Российской Федерации М. Касьянова); утверждена программа подготовки и проведения мероприятий, посвящённых 225-летию со дня основания Государственного университета по землеустройству, и состав Оргкомитета (от 7 июля 2003 г. за подписью заместителя председателя Правительства Российской Федерации - министра сельского хозяйства А. В. Гордеева, который возглавил Оргкомитет), а также принято Обращение заместителя председателя Правительства Российской Федерации А. В. Гордеева к руководителям министерств и ведомств, коммерческих структур, предприятий, учреждений, организаций и гражданам по поводу юбилейной даты.
Ректорат строил свою деятельность в соответствии с "Основными направлениями (программой) развития Государственного университета по землеустройству на 2002-2007 гг." и планами работы университета на 2002?2003 и 2003?2004 гг. Все намеченные мероприятия предусмотренные этими документами, были выполнены, из которых видно, что наш университет имеет значительные успехи.
22 декабря 2003 года в Париже университет и персонально ректор С.Н. Волков были награждены Почётным Дипломом и "Золотой медалью Наполеона" - высшей наградой Общества содействия национальной промышленности Франции (SPI) за динамику устойчивого роста и успехи в стратегическом развитии предприятия.
Это также свидетельствует о признании Государственного университета по землеустройству на международном образовательном рынке и выделяет его из ряда других российских вузов.
Конкурс проходил в два этапа. На первом этапе из 19 тыс. предприятий, учреждений и организаций нашей страны и стран СНГ в период с 1999 по 2001 гг. было выявлено 750 лауреатов, в числе которых был и наш университет. Лауреаты были награждены золотыми медалями, дипломами и почётными знаками.
На втором этапе 2002?2003 гг. из 750 лауреатов по итогам конкурса было отобрано 66, которые стали победителями.
В 2003 г. ГУЗ входил в число престижных российских и московских вузов. По итогам опубликованного в 2003 году рейтинга вузов Российской Федерации по профилю "Сельское хозяйство" наш университет поднялся с седьмого на третье место среди 59 аграрных высших учебных заведений страны.
В 2003 году увенчалась успехом работа руководства университета по образованию военного факультета, который начал действовать с 1 сентября
На военном факультете созданы три кафедры:
  • военная кафедра № 1 "Командная кафедра инженерных войск" (ВК-1)
  • военная кафедра № 2 "Техническая кафедра инженерных войск" (ВК-2)
  • военная кафедра №3 "Юридическая кафедра" (ВК-3)
  • Благодаря финансово-хозяйственной политике, которую осуществляло руководство университета в 2003 г., существенно улучшилось материальное положение преподавателей, сотрудников и студентов вуза.
    Так, если оплата труда за счёт госбюджета в 2002 г. без начислений составляла 16,7 млн. руб., то в 2003 г. - 21,2 млн. руб., за счёт внебюджетных средств соответственно 19,4 млн. руб. и 25,7 млн. руб. Общее увеличение фонда оплаты труда составило 10,8 млн. руб.
    По сравнению с 2002 г. объём выплаченных студентам стипендий возрос на 1,4 млн. руб. и достиг в 2003 г. 7,92 млн. руб.
    Объём выплаченных доплат из внебюджетных средств сотрудникам университета за этот период увеличился с 2,5 до 4,0 млн. руб.
    Все преподаватели университета получили доплату за стаж, материальную поддержку Правительства Москвы, годовую премию из госбюджета за счёт экономии фонда заработной платы, другие виды материального поощрения.
    Таким образом, если средняя заработная плата, полученная из всех источников финансирования в 2002 г. на одного сотрудника составила 3310 руб. в месяц, то в 2003 г. - 4267 руб. в месяц, что больше на 28,9%.
    Общий объём финансирования из госбюджета в 2003 г. по сравнению с 2002 г. возрос на 12,8 млн. руб.; сумма полученной университетом арендной платы уменьшилась на 15 млн. руб., внебюджетные доходы увеличились (с учетом хозяйственных договоров) на 30 млн. руб. Таким образом, общий бюджет университета в 2003 г. вырос на 27,8 млн. руб.
    Учебная и учебно-методическая работа в отчетном году была направлена на повышение качества образовательного процесса и подготовки специалистов, бакалавров, магистров. Для выполнения этой главной цели были поставлены и решены задачи по завершению создания в университете системы управления качеством образования и службы мониторинга качества учебного процесса.
    Научные исследования в университете продолжены по ранее утвержденным направлениям в области землеустройства, кадастров, их технического и технологического обеспечения, социальных, экологических и правовых аспектов развития общества, государства и его регионов.
    Научные исследования в университете осуществлялись совместно с институтами РАСХН, РАН, производственными организациями по выполнению ряда федеральных, международных и региональных научно-технических программ.
    В 2003 году преподаватели, аспиранты и студенты ГУЗа приняли участие во многих научных мероприятиях.
    В соответствии с федеральной программой по расширению экспорта образовательных услуг, предоставляемых российскими высшими учебными заведениями, международная деятельность Государственного университета по землеустройству была направлена на повышение эффективности сотрудничества с иностранными учебными заведениями и международными организациями, что обеспечило для университета достойное место в международном образовательном и научно-техническом пространстве.
    Международный авторитет университета значительно возрос за последние несколько лет. Это было неоднократно отмечено рядом международных организаций.
    Так, оценивая работу вузов СНГ в 2001-2002 году специалисты Высшего Женевского института бизнеса и упривления присудили нашему университету международную награду "Золотой слиток", как наиболее устойчиво развивающимуся предприятию на рынке образования. Почетный корпоративный диплом "Золотой Слиток" были вручены руководству ГУЗа в Женеве в 2002 году. Эти награды еще раз подтверждают заслуги коллектива ГУЗа по упрочнению позиций землеустроительного образования на отечесвенном и зарубежном образовательных рынках, развитию кадрового и интеллектуального потенциалов, установлению новых деловыз связей. Большое значения ГУЗ уделяет переподготовке кадров.
    Профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров ведется в университете по двум основным направлениям:
    - углубление профессиональных знаний специалистов управленческих органов и производственных организаций о новейших достижениях в отраслях науки и техники, связанных с землеустройством, землепользованием, земельным кадастром, мониторингом и охраной земель, а также передовом отечественном и зарубежном опыте;
    - обновление теоретических и практических знаний профессорско-преподавательского состава для выполнения современных требований, предъявляемых к преподавателям высшего учебного заведения.
    Воспитательная деятельность в университете строится в соответствии с основными направлениями развития Государственного университета по землеустройству на 2002?2007 гг. и базируется на богатых традициях социально-культурной жизни, спортивно-массовой работы, проведения общественно значимых мероприятий общеуниверситетского и факультетского уровней. Согласно утвержденным перспективному и текущему планам, она проводится по следующим направлениям: культурно-массовому, просветительскому и спортивно-оздоровительному.
    Устойчивыми центрами воспитательной работы являются: совет по воспитательной работе, библиотека, музей истории землеустройства ГУЗа, домовая церковь, военный факультет, кафедры юридического факультета и кафедра физического воспитания (как центр спортивно-массовой работы), которым переданы прямые воспитательные функции.
    Поддержание традиций высшей межевой, советской, российской и столичной образовательных школ, славящихся во всем мире, главная задача нашего университета. В условиях реформы российского образования, крупных политических и социально-экономических изменений в области землеустройства и землепользования, сохранение позиций устойчивого развития в учебной, методической, научной, воспитательной, коммерческой и хозяйственной деятельности - всё это характерно для ГУЗа сегодня.


    Результаты НИР со студентами ГУЗа в 2003 году.

     

    Создание высоких технологий, способных выдержать конкуренцию в новых условиях рыночной экономики, становится подвластно только тем специалистам, которые обладают соответствующими навыками инженерного искусства: умением воспринимать и анализировать информацию, принимать творческие научно-обоснованные решения в динамичных нестандартных ситуациях. Поэтому велико значение системы научно-исследовательской работы со студентами. Разрешение этой проблемы требует переосмысления содержания учебных программ и планов, насыщения их специальными дисциплинами, связанными с подготовкой специалиста к научно-исследовательской работе (НИР) в процессе всего образовательного цикла.
    В 2003 году студенческая научная деятельность в ГУЗе проводилась по приоритетным направлениям в области землеустройства, кадастров, их технического и технологического обеспечения, социальных, экологических и правовых аспектов развития общества, государства и его регионов.
    В 2003 году аспиранты и студенты ГУЗа приняли участие в следующих научных мероприятиях:

    КОНКУРСЫ, СМОТРЫ, ВЫСТАВКИ, ФЕСТИВАЛИ и ОЛИМПИАДЫ:

     

    VII Всероссийский конкурс научных работ студентов и молодых ученых по экономическим проблемам "Экономический рост России". 31.01-15.05.2003.г. Москва. Вольное экономическое общество России. Студентка 5 курса факультета земельного кадастра Варламова Е.А. заняла второе место и получила диплом (науч. рук. - доц. Гальченко С.А.);
    Международный научный конгресс "Молодежь. Наука. Общество", проводившийся в рамках IХ Международной выставки молодежных научно-технических проектов "Экспо-Наука 2003". В открытом конкурсе рефератов две научные работы студентов третьего курса факультета земельного кадастра Родионовой Е.В. и четвертого курса факультета землеустройства Белова Д.Е. отмечены дипломом Правительства Москвы, Международного движения научно-технического досуга (МИЛСЕТ) и ВВЦ, получено благодарственное письмо (науч. рук. - доц. Нилиповский В.И.). 12-19.07.2003 г. Москва, ВВЦ;
    ХII Международный смотр-конкурс дипломных проектов и работ по архитектуре, г. Пенза (I тур 21-28.09.2003 г.) 4 студента шестого курса архитектурного факультета Мухина Н.А., Сошин А.В., Каринский А.Е., Столяревская О.В. награждены дипломами первой степени Межрегиональной общественной организации содействия архитектурному образованию (МООСАО), Союза дизайнеров России и др. (науч. руководители - проф. Ревякин В.И., доценты: Ильвицкая С.В., Петрова Л.В., Наумкин Г.И., Музычкин В.И.);
    Всероссийский конкурс дипломных проектов (работ) в области геологии и горного дела. СПбГГИ им. Г.В. Плеханова. Октябрь-декабрь 2003 г. Представлено 2 дипломных проекта студентов факультета городского кадастра, один из которых ст. Семенковой О.Д. отмечен дипломом за первое место (науч. рук. - ас-т Сутугина И.М.);
    Всероссийский открытый конкурс Минобразования РФ 2003 г. на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ по разделу № 38 "Геодезия, аэрофотосъемка и картография". Октябрь-декабрь 2003 г. МГУГиК. Было представлено два дипломных проекта студентов пятого курса факультета городского кадастра. Медаль Минобразования РФ получила студентка Кондратенко И.А. (науч. рук. - проф. Баранов В.Н.), диплом - студентка Семенкова О.Д. (науч. рук. - ас-т Сутугина И.М.);
    Всероссийский открытый конкурс Минобразования РФ 2003 г. на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ по разделу № 33 "Землеустройство, земельный и городской кадастры". 24-29.11.2003 г. ГУЗ. По трем специальностям было представлено на конкурс более 40 работ из различных вузов РФ (ЮурГУ, СибГГА, СПбГПУ, ДВГТУ, НГМА, ОГАУ, СГАУ, НГУ им. Яр. Мудрого и др.), из которых авторы 8 работ студентов ГУЗа факультетов землеустройства, городского и земельного кадастров ГУЗа были рекомендованы конкурсной комиссией для награждения медалями - 4 студента пятого курса по специальностям: "Землеустройство" - Галкина О.А., "Земельный кадастр" - Комаров С.И., "Городской кадастр" - Косенкова О.С., Потапова Г.В. а их научные руководители соответственно доценты Кирюхина К.М. и Ломакин Г.А., проф. Севостьянов А.В. и ас-т Сафарова М.Д. - дипломами Минобразования России. Пять студентов ГУЗа по специальностям: "Землеустройство" - Сайнбаяр Суренхуу (пятый курс, науч. рук. - проф. Донцов А.В.)); "Земельный кадастр" - Королева Н.А. (четвертый курс, науч. рук. - доц. Рулева Н.П.), Гоманкова О.В. (пятый курс, науч. рук. - доц. Подколзина Н.В.); "Городской кадастр" - Самошкина А.А. (пятый курс, науч. рук. - ст. препод. Бородаенко С.И.), Петрова Ю.А. (пятый курс, науч. рук. - проф. Севостьянов А.В. и ас-т Сафарова М.Д.), рекомендованы для награждения дипломами Минобразования России;
    Международная студенческая олимпиада "Предпринимательство и менеджмент". Учредители: Минобразования РФ , Комитет по науке и высшей школе администрации г. Санкт-Петербурга, Международная академия наук высшей школы, Ассоциация бухгалтеров г. Санкт-Петербурга. 11-14.11.2003 г. СПбГИЭУ. Участвовали 4 студента третьего и пятого курсов факультета землеустройства по специальности "Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)". Студентом пятого курса Беловым Д.Е. получена медаль за первое место в олимпиаде, также получены 3 диплома, сертификаты и благодарственные письма студентами третьего курса Клинковской М.В., Диваковой Е.В., Андрейкиной И.Д. (науч. рук. - доц. Нилиповский В.И.);
    Первый Международный смотр-конкурс лучших дипломных проектов архитектурных институтов и факультетов во Флоренции 2003 г. Учредитель: фонд П. Бианки. Г. Флоренция. 30.11-7.12.2003 г. Студенткой шестого курса архитектурного факультета - Столяревской О.В. получен диплом - сертификат Международного фонда П. Бианки (науч. рук. - проф. Ревякин В.И.);

    КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ:

    Межвузовская молодежная научно-практическая конференция "Государственная экономическая политика России: Проблемы, тенденции, перспективы". 29.04.2003 г. РЭА им. Г.В. Плеханова. Участвовали студенты следующих вузов: РЭА им. Г.В. Плеханова, МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУЗ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Финансовая академия при Правительстве РФ, Московская академия экономики и права, Российский университет дружбы народов, Московский институт экономики и статистики, Московский энергетический институт и др. По итогам конкурса доклад студентки третьего курса факультета земельного кадастра Родионовой Е.В. опубликован в материалах конференции и отмечен дипломом как лучший по секции "Промышленная политика" (науч. рук. - доц. Нилиповский В.И.);
    на 58-й научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МИИГАиКа (02-03.04.2003 г.) было сделано 6 докладов студентами четвертого (Докукин П.А., Кокорев А.В., Лебедев А.М., Шендяпина С.В.), и пятого (Кондратенко И.А.) курсов факультета городского кадастра, а также аспирантами: Грибановым С.А., Набокиным А.В., Башловкиной Ю.С., Демушкиным С.Г., материалы которых опубликованы в сборнике научных трудов конференции;
    VII межвузовский научно-практический семинар - конкурс студентов, аспирантов и молодых ученых Московского региона по актуальным проблемам экологии и природопользования, посвященного Дням защиты от экологической опасности". 22-23.05.2003 г. МИИГАиК. Было сделано 10 докладов студентами 1, 2 и 5 курсов факультетов землеустройства и земельного кадастра, а также аспирантами, один из которых отмечен дипломом лауреата конкурса (Игошина В.А.), а 4 - грамотами (Хуторов А.А., Соколов В.Ю., Гераськин М.М. Садова С.В.);

    ПАТЕНТНО ЛИЦЕНЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

    Доцентом каф. геодезии и геоинформатики Зайцевым А.К. и ст . 5 курса ф-та земельного кадастра Шапошниковой А.В. подана в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) заявка на выдачу патента РФ на изобретение "Лазерный мининивелир" и в 2003 году получено положительное решение о выдаче патента РФ.
    Поздравляем студентов - победителей различных Международных, Всероссийских, Московских (городских и областных) смотров - конкурсов, фестивалей, олимпиад и выставок 2003 года, внесших большой вклад в банк научных достижений Государственного университета по землеустройству, желаем им не останавливаться на достигнутом и совершенствовать свою интеллектуальную деятельность в дальнейшем!

    Председатель СНО ГУЗа, начальник отдела по патентно-лицензионной и информационной деятельности О.М. Родионова



    Лучшие годы моей жизни

    В. Н. Хлыстун
    Академик РАСХН, профессор, д.э.н,
    бывш. Вице-Премьер Правительства РФ,
    Министр сельского хозяйства РФ,
    студент МИИЗа в 1965 - 1970 г.г., Ленинский стипендиат.

     

    С институтом связаны, несомненно, лучшие 25 лет моей жизни. В 1965 году я стал его студентом и ушел в 1990 году в связи с назначением Председателем Государственного комитета РСФСР по земельной реформе. Четверть века - значительный период, и было в нем всякое - беды и радости, успехи и неудачи, споры и подъемы. Человеческая память обладает прекрасным свойством - сохранять о прошлом преимущественно доброе, и я хотел бы поделиться именно добрыми и наиболее яркими воспоминаниями из моей студенческой, аспирантской, преподавательской жизни.
    Пришел я в институт уже достаточно зрелым человеком, к 19 годам окончившим техникум и два года проработавшим на производстве, прошедшим неплохую общественную школу - работал секретарем комсомольской организации крупного комбината, и поэтому не случайно уже в начале III курса меня избрали секретарем комитета комсомола института. В этом качестве я был 5 лет, и поскольку тогда комитет комсомола по сути был основным органом студенческого самоуправления, и его деятельностью определялась вся атмосфера студенческой жизни, мои основные студенческие воспоминания связаны с общественной жизнью института.
    Было много интересного. Например, первый студенческий геодезический отряд. Известно, что в то время было много различных отрядов - строительные, транспортные, торговые, но геодезический был в стране первым и единственным. У нас был очень сильный курс, хорошие преподаватели, и уже на втором курсе мы решили попробовать сформировать специализированный отряд по выполнению геодезических работ. Нашу идею поддержал профессор А.В. Маслов, бывший в то время заведующим кафедрой геодезии и проректором по научной работе. Я и однокурсник Петр Кацило пригласили хорошо подготовленных ребят, для нас организовали вторую учебную практику по геодезии по сокращенной программе (3 недели вместо 6), в мае я, как избранный командир, отряда заключил договор с Алма-Атинским институтом "Казгипрозем", и в июле мы уже были в Казалинском районе Кзыл-Ординской области, в суровых условиях полупустыни, где выполняли съемку территории для будущего строительства населенных пунктов создаваемых рисоводческих хозяйств. Все "прелести" этой зоны - 45-градусная жара, москиты, змеи как-то не особенно портили нам настроение. Но зато на 20 членов отряда у нас было 7 гитар и много-много хороших песен. Когда через 15 лет я побывал в одном из казалинских сел, мне рассказали, что до сих пор помнят наши песни, с которыми мы тогда приезжали в относительно близко лежащие поселки. За два месяца нас выжарило солнце, утомило постоянное полуголодное существование (питались в основном дынями и арбузами), но и сегодня любой из тех, кто был в отряде, при встрече вспоминает о нем как о празднике, потому что там была настоящая дружба, забота друг о друге, профессиональная удовлетворенность (мы можем сами). В последующем на нашей топографической основе спроектировано и построено 6 новых поселков, и мы тем горды.
    На следующий год, после III курса снова 20 человек, из них 17 членов первого отряда вели такие же работы в Павлодарской области, и это была уже вполне профессиональная работа.
    Всегда с удовольствием вспоминаю студенческие вечера в институте, организуемые комитетом комсомола. В течение учебного года практически все субботы были заняты: межфакультетские КВНы, концерты студенческих ансамблей (в институте их было несколько), Студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ), пользовавшийся огромной популярностью, Устные журналы, наконец, просто танцевальные вечера. Особенно запомнился наш студенческий ансамбль "Бобры", на выступления которого, где бы они ни проходили, съезжалось огромное количество молодежи, и было всегда очень сложно сдерживать напор гостей, ломившихся в подъезд института, пытающихся проникнуть через окна.
    Очень интересно проходили ежемесячные "Устные журналы". Обычно они состояли из 4 страниц. На первой, как правило, выступали известные журналисты-международники; на второй кто-либо из популярных артистов (в их числе были Эдита Пьеха, Майя Плисецкая, Леонид Утесов и множество других любимых певцов, поэтов, актеров театра и кино); на третью страницу мы приглашали известных спортсменов (в их числе были, например, чемпионы Олимпийских игр и мировых чемпионов прыгун Валерий Брумель, боксер Валерий Попенченко, гимнастка Лариса Латынина). На четвертой странице всегда были мультфильмы, которые мы привозили из различных посольств и которые по телевидению или в кино не показывались.
    Здорово проходили вечера, посвящения в студенты, особенно обязательная их часть - капустники. Впервые такой вечер прошел 1 сентября 1968 года. Гвоздем программы был "Студенческий ветхий завет". Он включал в себя 49 четверостиший. Написали мы его с Юрой Змеулом, членом комитета, студентом архфака накануне первого "посвящения", и он представлял собой свиток длиной более 20 метров. Его выносили в актовый зал в старинном сундуке два думских дьяка в сопровождении стрельцов. Удивительно, но после каждого "посвящения" этот свиток исчезал, и к новому году мы вынуждены были писать новый. Мне сейчас трудно вспомнить текст, но некоторые заповеди помню. Начинался он так:
    Этот ветхонький завет
    Составлялся много лет
    И, однако ж, каждый год
    Стариков зовут на сход.
    Как ни бьемся, ни сторожим,
    Уберечь завет не можем.
    Это опыт всех студентов
    Для былых абитурьентов.

     

    Отдельные заповеди:
    Не сотвори себе кумира
    Купи бутылку, но кефира.
    Потихоньку поспешай
    Свои неуды считай.
    Если три раза по два,
    Будет брита голова.

     

    В случае отчисления куда поступать?
    Землемеру все равно.
    В Тимирязевку ль в МГИМО.
    Потому что землемеры
    Образованы без меры.
    Если ты геодезист
    Поступай опять в МИИЗ.
    Нет нигде подобных асов.
    Будь здоров товарищ Маслов!

     

    Архитектор СНМ
    Знает все: и Б и М
    Знает трактор, знает плуг
    Знает вертикальный круг
    Только знает он верхи
    Поступай теперь в МАРХИ.

     

    Последние две строчки:
    Нас и завтра как вчера
    Встретят два больших шара.

     

    С особой теплотой вспоминаю новогодние вечера, самые веселые и самые трудные для нас, организаторов. Проводились они обычно в ночь с 30 на 31 декабря. На всех этажах ставились елки, множество гирлянд. Все стены завешивались огромным количеством дружеских шаржей на преподавателей, руководителей общественных организаций, известных и популярных в студенческой среде студентов и аспирантов. Буквально сотни листов…
    С большой теплотой вспоминаю своих институтских учителей, которым благодарен за то, что пробудили во мне интерес к исследованиям, научили анализировать, моделировать ситуации, генерировать альтернативы, уметь защищать свою позицию. Десятки преподавателей вложили в мое становление лепту, каждый свою. Я старался научиться лаконичности и точности изложения у Александра Сергеевича Смирнова - моего первого преподавателя геодезии, позаимствовать хотя бы чуточку обаяния как лектора у профессора математики Константина Ильича Успенского, взять в свой арсенал великолепность построения фраз, уникальные знания истории и лекторское искусство у Михаила Андреевича Снегирева, душевность и уважительное отношение к студентам у Клары Михайловны Кирюхиной и Анны Петровны Дюковой, системность у Михаила Ильича Коробочкина, убежденность и умение отстаивать свои позиции у Вениамина Алексеевича Сидорова и Виктора Павловича Троицкого, увлеченность у Юрия Сергеевича Ткаля и многое другое, чем интересны наши учителя.
    Особо хочу сказать о своем основном учителе, который ввел меня в великий мир науки - Георгии Александровиче Кузнецове. Когда первый раз слышал его лекцию, меня поразили две вещи. Энциклопедизм его знаний и полное нежелание следовать обозначенной теме лекции, а значит и утвержденной программе. Многие мои сокурсники сочли, что коли Кузнецов читает не по программе и учебнику, можно на его лекции не ходить, и думаю, что сделали большую ошибку. Мне было разрешено свободное посещение занятий, и из-за загрузки работой в комитете я пропускал очень много, но на лекции Георгия Александровича я старался ходить, потому что он рассказывал о том, что не прочтешь в учебнике. Мне стало интересно, он заразил меня своей увлеченностью, критичностью ума и самостоятельностью суждений.
    Высочайшая эрудиция, интеллигентность, коммуникабельность, доброта к окружающим, непримиримость к фальши, открытость и множество других прекрасных качеств Георгия Александровича притягивали к нему людей. Его знала вся аграрная общественность страны, а друзья и ученики гордились свой причастностью к жизни этого человека.
    Самые добрые мои воспоминания об институте связаны с очень хорошей атмосферой, которая царила в коллективе все 25 лет моего пребывания в нем. Наверное, это в большей степени характерно для относительно небольших вузов, где все преподаватели хорошо знают друг друга, где все поступки и события на виду. Доброжелательность и, при этом, высокая требовательность всегда были характерны для нашего коллектива. Работая заместителем декана и деканом землеустроительного факультета я всегда ощущал заинтересованное участие и поддержку своих коллег-деканов других факультетов А.А. Фостикова, В.В. Артеменко, В.Н. Мамонтова. Такие же добрые отношения складывались с коллегами-проректорами (в мою бытность проректором по научной работе) В.Х.Улюкаевым, В.И.Харьковским, С.Н.Волковым. Хорошей административной школой для меня было сотрудничество с ректором Ю.К. Неумывакиным, который всегда был образцом интеллигентности, пунктуальности и институтского патриотизма. За все время работы в институте пришлыми людьми была спровоцирована лишь одна склочная ситуация, и преподавательский коллектив, при этом, занял очень достойную позицию.
    Очень теплые воспоминания связаны со спортивной жизнью института. В 1965-67 годах в институте был маленький спортзал на втором этаже правого крыла учебного корпуса. В нем было очень тесно, но на всех внутриинститутских соревнованиях участников и болельщиков собиралось столько, что приходилось сужать границы игровой площадки. Открытие нового спортзала в 1967 году стало для всех великолепным праздником. Восемь лет я играл за волейбольную сборную института и до ухода из него играл в составе команды преподавателей, которая успешно боролась за призовые места во внутриинститутских соревнованиях. Увлеченность, азарт и море положительных эмоций всегда сопровождали эти игры.
    До 1990 года у меня была убежденность, что в родном институте я останусь всю свою жизнь. К сожалению, судьба распорядилась иначе. Новое время потребовало новых людей в Правительстве России, и эта мобилизация коснулась и меня. В октябре 1990 года я был назначен Председателем Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и вынужден был оставить институт. Но и в этой должности и в качестве Министра сельского хозяйства России и Заместителя Председателя Правительства старался сотрудничать с институтом, поддерживать его на всех уровнях. Продолжаю постоянное сотрудничество и сейчас.

    2002 г., сентябрь



    "Прокручивая "ленту" жизни…"

    Л.А.Кранц
    Профессор кафедры городского кадастра, д.э.н.,
    Студент МИИЗ в 1953 - 1958 г.г.

     

    Время учебы запомнилось яркими событиями в общественной жизни института. Среди них шефская работа, конкурсы курсовой самодеятельности, праздничные вечера и балы.
    МИИЗ осуществлял шефство над Чеховским районом Московской области. Студенты и преподавательский состав института участвовали на территории района в землеустроительном проектировании, помогали в уборке картофеля и овощей. Туда выезжали агитбригады. Переезжая из одной деревни в другую, они проводили лекции, беседы, по окончании которых силами студенческой самодеятельности давались концерты.
    Одна такая поездка, в которой я принял участие как музыкант, состоялась зимой в лютую стужу. В колхозе нам дали лошадь, запряженную в сани, на которых мы перевозили музыкальные инструменты, нехитрый реквизит, вещи. Сами шли пешком. Нас было восемь человек.
    И однажды, в метель и сильный встречный ветер, по дороге в очередную деревню на полпути и лошадь встала и не в какую не хотела идти. Мы ее погоняли, толкали сани, тянули за узду, а она стояла как вкопанная. Тогда Лева Гавриков - наш музыкант и композитор вышел на дорогу впереди лошади, взял в руки трубу и заиграл. Произошло чудо, Лошадь пошла. Так мы и вступили в деревню: впереди Лева с трубой, за ним бодро шагающая лошадь с нашим скарбом, а замыкали шествие все остальные.
    Заслышав звук трубы, местные жители высыпали на улицу и под смех и прибаутки сопровождали процессию до самого клуба. Но не обошлось без жертв. Оказывается пока Лева играл на трубе, его губы напрочь примерзли к металлу. Трубу от его губ оторвали вместе с кожей. Не обошлось без крови.
    … Конкурсы курсовой художественной самодеятельности, проводимые на сцене Актового зала, постоянной пользовались огромным успехом. Зал всегда был переполнен. Мест не хватало. Каждый из пяти курсов землеустроительного и геодезического факультетов задолго до конкурса готовил свою программу. Для показа программы одному курсу выделялся отдельный вечер. Оценку творческого качества программ давало авторитетное жюри, состоящее из профессоров, преподавателей и общественных активистов.
    Над подготовкой программы курса работали специально создаваемый оргкомитет, коллектив авторов концертных номеров и реприз, свои певцы, поэты, музыканты и композиторы, постановщики и режиссеры.
    Запомнилась одна наша конкурсная программа на третьем курсе. Оно представляла собой сценическое действие по мотивам последней поездки агитбригады. Программе присудили второе место по институту. Благодаря насыщенной институтской культурной жизни появилось много авторских стихов и песен о МИИЗе и студенческом братстве. Вот одна из них ….

     

    Быстрый поезд, как ласточка мчится
    Проносясь мимо зданий вокзалов.
    Говорят, что пять лет нам учиться,
    А мне, кажется, этого мало.
    Говорят, говорят,
    А мне кажется этого мало.

     

    Вдоль окон проносились рощи
    И фабричные красные здания,
    А мне снится всё Курская площадь,
    До свидания, МИИЗ, до свидания,
    До свидания, до свидания,
    До свидания, МИИЗ, до свидания.

     

    И в шептанье той рощи зелёной
    Слышу я институтскую песню.
    Я пока ещё просто влюблённый,
    А что будет потом - неизвестно.
    А что будет, а что будет.
    А что будет потом - неизвестно.

     

    Вот эту песню тебе я сложил,
    Как чудесную детскую сказку.
    Своё сердце тебе подарил
    Дорогая моя синеглазая.
    Дорогая, дорогая,
    Дорогая моя - синеглазая.

     

    Может быть, нынешнее и последующие поколения студентов, теперь уже не МИИЗа, а ГУЗа, узнают и захотят спеть эту песню.
    Летние студенческие практики были особым временем. Они давали ощущение полной свободы и самостоятельности. Вспоминается практика по геодезии, которая проходила в селе Братовщина Пушкинского района Московской области в 1955 году после второго курса. Бригады мальчиков и бригады девочек расселили по домам местных жителей. Наша бригада попала к одной хозяйке. Спали на полу вповалку на тонких подстилках. Так прошли две недели. Жутко болели бока. Работа только начиналась, а от этой боли уже становилось невмоготу. Но однажды терпение лопнуло, а один из нас громко закричал: "Такая половая жизнь мне уже надоела". Эта фраза на долгие годы стала крылатой.
    В доме нашей хозяйки на вбитом в стену гвозде висела пара боксерских перчаток ее сына. Поначалу мы не обращали на них внимание, Но однажды вечером, по завершении рабочего дня к нам в дом наведался наш однокашник из другой бригады Боря Вилк ( сейчас он живет в Америке). Поиграв в картишки, домино мы задумались: чем же еще заняться. И тут кому-то в голову пришла мысль взять двоим по одной перчатке и побоксировать. Проигравший выбывает. Первым перчатку взял Боря Вилк. Он оказался ловким и увертливым боксером. В него трудно было попасть. В результате каждый из нашей бригады был по очереди побит. Все это произошло за каких-то 10-15 минут, после чего Боря сказал: "Ну ладно, ребята. Мне было у вас хорошо, Я пойду". И вышел.
    А мы остались в недоумении, в растерянности, даже в легком оцепенении. Но ужу через мгновение от мысли что пришел к нам в гости приятель, за несколько минут набил всем морды и с видом победителя удалился, раздался дружный хохот. Потом выяснилось, что наш нокаутер еще до института серьезно тренировался и мечтал стать настоящим боксером. Это обстоятельство как то уменьшило досаду массового поражения. Но факт случившегося никуда уже не денешь.
    Между тем время практики шло, запасы еды истекали. Вскоре мы оказались на черном хлебе и сахаре, пополам с муравьями, которые в несметном количестве роились во всех шкафах, полках и тумбочках. Деньги тоже кончились, поэтому продовольственный кризис в бригаде принял затяжной характер. Об этом многие знали.
    Однажды, девочки одной из бригад проявили к нам милосердие и пригласили на обед. При этом они как-то перемигивались, загадочно улыбались и вели себя подозрительно. Но мы на это мало обращали внимания. Голод брал свое, и мы предвкушали вкусный обед.
    Пришли. Сразу же на столе оказалась большая сковорода под крышкой. Вкусно пахло чем-то жареным. И вот крышку сняли и под ней оказались бесформенные кусочки чего-то красновато-белесоватого. На мясо это не было похоже. Мы попытались выяснить происхождение еды, Но девочки молчали. Из любопытства начали есть. Но самым смелым из нас оказался только один, а остальные предпочли остаться голодными. Только после этого выяснилось, что в порядке эксперимента девочки купили в местном магазине коровье вымя. А когда пожарили, брезгливо не стали его есть. И предоставили эту возможность нам.
    Вывод - бесплатное мясо - это коровье вымя вместо сыра в мышеловке.
    Память вырывает отдельные эпизоды из разных лет институтской жизни, связанные и не связанные с учебой. На пятом году занятий мужскому студенческому населению института предстояло ехать в военные гороховецкие лагеря. Погрузили нас в поезд и повезли. День тряслись в дороге и к вечеру приехали на какую-то станцию, где поезд должен был стоять полтора часа. Появилась возможность поужинать на воздухе в привокзальном сквере. Многие решили этим воспользоваться. Я тоже вышел из поезда и направился в этот зеленый сквер, где стояло много лавок. Внимание на себя обратила группа ребят, которые спрятавшись за кустами, наблюдала оттуда что-то любопытное. Я тоже стал наблюдать. На лавке сидел один из наших однокашников и готовился к трапезе. Расстелил газету, разложил на ней ломтики хлеба, нарезанные зеленые огурчики, очищенные отварные картофелины, колбасу, зеленый лук и что-то еще. Здесь же у насыпанной горкой соли стояли ополовиненная бутылка водки и пустой граненый стакан.
    Все приготовив, приятель с большим нетерпением ожидал начало трапезы. Он взял бутылку, отлил из нее полстакана. Сделал небольшую паузу, как бы собираясь с мыслями, и залпом выпил. В эту же секунду лицо его исказилось страшной гримасой, будто он проглотил ежа. В след за этим разразились проклятия и ругательства.
    Вскоре все прояснилось. Те, кто наблюдали скрытно допили спрятанную початую бутылку водку, долили ее водой и поставили на прежнее тайное место. А потом решили посмотреть, что из это получится. Так шутили выпускники 1958 года.
    Однако, не всегда пребывание в институте было связно с веселыми событиями и розыгрышами. Случались и драматические, а порой трагические события. Хочется, прежде всего, вспомнить тех, кого наш курс потерял во время учебы. Это Миша Домбровский - красавец парень и очень обаятельный человек, любимец девушек, который нелепо прервал свою жизнь, попав под поезд при переходе через железнодорожные пути Курского вокзала. Это Юра Карин - крепко сбитые молодой мужчина, простой и компанейский, которого внезапно унесла саркома.
    Но они были и оставались вместе с нами до конца учебы. И сейчас, когда выпускники 1958 года собираются, а собираемся мы часто благодаря усилиям нашего главного организатора Виктора Таланова, неизменно вспоминаем навсегда ушедших от нас друзей-однокурсников. И названных и неназванных, которые ушли от нас позже.
    Прокручивая "ленту" нашей институтской жизни времен 1953-1958 г.г., особенно следует отметить плеяду вдающихся ученых, личностей, которые у студентов пользовались большим уважением и любовью. Среди них ……. А. К. Успенский, Г.А. Кузнецов, А.В. Маслов, Г.В. Чешихин, которых тоже уже нет с нами. Мы никогда не забудем, что они нам дали и как педагоги и как замечательные люди.

    2003., июнь



    А.И. Блинов
    Архитектор легендарных глобусов - шаров

     

    В конце 30-х годов прошлого века было построено новое здание нашего института, не хватало только завершающего штриха, фирменного знака. Тогда Алексей Иванович Блинов предложил проект, в последствии ставших легендарными, шаров у входа в наш университет.
    И не просто шаров, в те времена один шар был глобусом Земли, а второй глобусом Луны. И, казалось бы, маленький штришок, не большое дополнения стало той изюминкой, которая так украшала наш ВУЗ.
    Прошли десятилетия глобусы превратились в просто шары, но до сих пор остаются нашим фирменным неповторимым знаком. Они первый встречают абитуриентов, около них фотографируются вчерашние дипломники - новоявленные инженеры и каждый год, как к старым друзьям к ним приезжают выпускники, встретиться со своими однокурсниками и поведать преподавателей. А сколько историй они могли бы рассказать. Веселых и грустных, смешных и не очень. Шары видели, наверное, все и слезы радости, и смех сквозь слезы, но каждый год новые и новые студенты договариваясь о встрече, говорят не у входа, а у Шаров.
    Но, все таки, давайте вернемся к автору. А.И. Блинов, - каким он был. Веселым, остроумным, романтичным, может быть не много бесшабашным, но это очень важно, по-хорошему, сумасшедше талантливым и трудолюбивым. Сухие слова характеристики далеко не все могут сказать, но все же.
    А как много успел сделать Блинов. Он успел поработать в МИЗе - МИИЗе, МИИГАиКе, МГУ, был далеко не последним человеком в нефтехимической промышленности. Для него не было недоступных, закрытых тем. Он не раз был отмечен наградами и грамотами. И даже космос был для Блинова своим. В Павильоне "Космос" на ВДНХ представлены модели спутников, автором которых так же был Блинов. В Брюсселе в 1958г. Состоялась выставка, на которой А.И. Блинов, как руководитель мастерской представил макет МГУ. Он обслуживал всю эту выставку и достойно представил нашу страну, что было отмечено устроителями и зарубежными коллегами.
    В нашей стране А.И. Блинов признан основоположником макетного проектирования.
    Несколько слов о семье Алексея Ивановича. Его жена работала на кафедре физики, там они и познакомились. Его сын Владимир Алексеевич закончил МИИЗ в 1963 году, его племянница Т.И. Кирилова - в 1961 году, внучка Е.В. Блинова в 1988 году. Подрастает правнук, по словам родителей, они не видят для него другой дороги кроме как ГУЗ. Так что образовалась целая семейная династия Блиновых в МИИЗе.
    Еще немного о виновниках рассказа - о шарах. Они деревянные, внутри полые, а снаружи гипсовые. В после военные годы, до 1960 года они были раскрашены в два глобуса земли, затем их заштукатурили и они приобрели нынешний вид. Лишь в 1980 году, на время Олимпийских Игр в Москве шары были восстановлены в виде глобусов.
    Еще одна деталь о шарах. В известном кинофильме "Покровские ворота" наши шары неоднократно становились фоном в нескольких эпизодах, и тем самым были увековечены в кинолетописи нашей страны.
    И, наконец, хочется вспомнить МИИЗовский тост:
    "Если хотя бы одна девушка, закончит наш институт и за это время не найдет своей любви, то шары скатятся со своих пьедесталов. Так пусть же шары стоят вечно!"


    Ян Гебгарт
    Профессор, д.т.н.
    Работает на кафедре аэрофотогеодезии с 1946
    Стихотворение посвящено нашему университету в связи с 225 - летием.

    Старый профессор

    Вот эти люди молодые -
    Студенты наши удалые,
    Всегда веселые такие:
    У них еще все впереди.
    Вот это я - профессор старый,
    Слегка от возраста усталый,
    И мне совсем осталось мало
    По свету белому идти.
    А это - век наш ураганный,
    Из всех веков безумный самый.
    И весь хоть сам в смертельных ранах
    Живым он жизни дарит свет.
    А вот и наша жизнь земная.
    Ее красу не замечая,
    В делах года свои сжигая,
    Спешим. И времени все нет.
    Красу земную - это чудо
    Познать сумеешь в мире трудном
    Лишь, если сердце станет мудрым,
    Хотя б на дальнем склоне лет.
    Тогда пронзительно и властно
    Поймешь ты вдруг, как жизнь прекрасна.
    В нее влюбиться б надо страстно,
    Да только времени уж нет…

    За шарами здание

     

    Казакова улица. За шарами здание -
    Кузница московская землемерных душ.
    Самые весомые вкладывают знания
    Тем, кого готовят здесь для российских нужд.

     

    Наша родословная - с мира сотворения,
    Сразу разгорелись ведь споры на меже.
    И земель вели тогда люди измерения
    Может в шкуре мамонта, может в неглиже.

     

    Наше настоящее - землю обустраивать,
    Чтобы лучше стало жить, да и веселей.
    Дело это - главное, нечего утаивать,
    В свете целом ничего нет его важней.

     

    И при том всегда ведь мы рядышком с природою.
    Дарит нам она свою милую красу -
    Травы изумрудные, реки полноводные,
    И цветочек аленький в голубом лесу.

     

    А в период радостный юбилея славного
    ГУЗу лет становится двести двадцать пять.
    И от сердца верного мы желаем главного
    ГУЗу вечно нашему только процветать!

     
    ГУЗ основан в 1779 г.



    Дистанционное обучение по программам «Управление маркетингом», «Менеджмент», «Управление персоналом»

    Ramblers Top100

    Тел./факс: (495) 261-95-45 Email: info@guz.ru 105064, Москва, ул. Казакова, д.15, ГУЗ www.guz.ru Copyright © 2007