Госуниверситет по землеустройству
Главная | Карта сайта
105064, Москва, ул. Казакова, д.15, Государственный университет по землеустройству


НОВОСТИ

24.02.2011

О творческой выставке студенческих работ

О творческой выставке студенческих работ
"АРХИТЕКТУРА ХРАМОВ И ОБРАЗОВАНИЕ АРХИТЕКТОРА - ХРАМОСТРОИТЕЛЯ"
АРХИТЕКТУРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ - ГУЗ

Центральный Дом Архитектора (Москва, Гранатный переулок, д.7)
1-13 февраля 2011 г.

На выставке присутствовали: Логвинов В.Н. - Президент Союза московских архитекторов, Буйнова Б.П. - Секретарь комиссии по художественным выставкам, вузовское образование, оформление Госстипендий.
Представители прессы - иеромонах Игнатий (Шестаков) - редактор Pravoslavie.ru Сретенского монастыря, Мурзин Е.Б. - редактор Журнала Московской Патриархии, Чугунова Е.Л. - редактор журнала Архинформ при Союзе Архитекторов РФ и др.
Егоренко Н.А. - советник Президента Фонда святых равноапостольных Константина и Елены,
Коновалов И.В. - ст. звонарь Соборов Московского Кремля и храма Христа Спасителя, Председатель общества Церковных звонарей.
Клименко А.А. - член Экспертного общественного совета при главном архитекторе г. Москвы
Адриано дель Аста - Директор итальянского института культуры в Москве
Жан-Франсуа Тири - Директор Культурного центра "Покровские ворота"
Боярская О.Л. - Директор культурных программ Культурного центра "Покровские ворота"
Джованна Парравичини - атташе по культуре Представительства Ватикана в РФ.
Приходько В.Ф. - Консалтинговый центр "Земинформ" ГУЗ, Директор, к.э.н.
Севан О. Г. - Президент ЕКОВАСТ (Россия) - Европейский комитет по малым городам и поселениям.
Представители Российского института культурологи МК РФ, члены ЕКОВАСТ (Григорьев С.И. Краснобаев И.В. и др.),
Представители Музея-заповедника Царицино, писатели-историки по Царицино, краеведы.
Архитекторы-реставраторы, представители АРХХРАМА проф. Кеслер Ю.М. и др, Специалисты по росписи храмов. профессоры МАРХИ, Строгановки, Архитектурного колледжа, студенты, магистры, аспиранты.

Архитектурный факультет старейшего московского вуза - Государственного университета по землеустройству, отметившего в 2009 г. свое 230-летие, активно разрабатывает и внедряет в учебный процесс и творческие конкурсы тему "Архитектура храмов" и готовит новое направление в архитектурном образовании "Архитектор - храмостроитель".
Руководители направления:
Иванов И.Н. - проф., декан Архитектурного факультета, Ильвицкая С.В. - доктор архитектуры, проф., зав. кафедрой архитектуры, проф. Лимонад М.Ю., проф. Гарнец А.М., проф. Саркисов С.К., доц. Петрова Л.В., доц. Шувалов В.М., ст. преп. Головкин А.Б.. ст. преп. Сикстель А.К., и др. преподаватели Архитектурного факультета ГУЗ.

Концепция проходившей в Центральном Доме Архитектора выставки студенческих работ по храмовой архитектуре и ее структура, основана на методике преподавания лекционных и практических курсов по Храмовой мировой архитектуре на Архитектурном факультете ГУЗ.
Основной идеей выставки является - ретроспективный обзор студенческих работ, который проходил под девизом "Возвращение к истокам - от греческой Олимпии к Олимпийской деревне в г.Сочи", т.е. ставилась задача возврата преемственности традиций и комплексного подхода к исследованию и проектированию фасадов и интерьеров храма.
Обзор представленных работ сделан не по эпохам и стилям, как это принято в учебниках истории архитектуры, а по этапам обучения и образования архитектора храмостроителя - от созерцающего красоту памятника архитектуры первокурсника до достаточно самостоятельно работающего дипломника того или иного культового проекта. Предлагая данный принцип, в живом сочетании объектов разных эпох и религий, характерном также для пестрой как ландшафтной сельской среды, так и городской застройки различных городов мира - от Иерусалима до Москвы, можно увидеть логически выстроенные разделы образовательного процесса разных "исторических этапов" становления студента - зодчего.
Первый этап - это знакомство с красотой форм храмовых зданий и приобретение навыков художественного отображения образа. Это работы, выполненные на Кафедре основ архитектуры на занятиях по рисунку и живописи, выполненных в реальной среде, в натуре, а позже при изучении техник архитектурной подачи сооружения
Второй этап - изучение мирового опыта. Здесь представлены итоговые работы по анализу Всеобщей истории архитектуры и Архитектуры мировых конфессий, уникального курса, созданного в Государственном университете по землеустройству, зав. кафедрой архитектуры Ильвицкой С.В. Формы таких работ могут быть различны. Это альбомы зарисовок, или проекты, выполненные в графике на планшетах, объемные и рельефные макеты, как и аналитические тексты. Все это можно увидеть на выставке.
Третий этап - продолжение осмысления мирового опыта, но уже в теоретическом направлении. Студенты под руководством педагогов работают над научными проблемами истории и теории архитектуры, помогают аспирантам и докторантам в их изысканиях. Такого типа деятельность является важной практикой для студентов для осмысления и работы с источниками.
Четвертый этап - курсовое проектирование и участие в творческих конкурсах. Здесь речь идет об авторских решениях студентов в ответ на поставленные задачи, поиски новых творческих идей и форм под руководством преподавателей ГУЗ. На выставке представлены результаты двух конкурсов. Первый конкурс - это православный храм или часовня св. Петра и Февронии Муромских, инициированный ректором ГУЗ - академиком Волковым С.Н. по заказу Администрации г. Борисоглебска Воронежской области (руководители Ильвицкая С.В., Гарнец А.М., Лимонад М.Ю., Наумкин Г.И., Головкин А.Б.) Второй конкурс, предложенный чешской фирмой Presiosa, - на архитектурную деталь интерьера храма, где была разработана коллекция храмовых светильников, выполненная в цветном стекле или хрустале (руководители Ильвицкая С.В., Головкин А.Б., Петрова Л.В.,).
Пятый этап - это дипломный проект. Это всегда сложная задача демонстрации и использования всех полученных ранее знаний, умений, осмысления и презентация сложившейся творческой личности. Именно в этом проекте дипломант предлагает современные подходы в строительстве культовой архитектуры (руководители Ильвицкая С.В., Саркисов С.К., Гарнец А.М., Лимонад М.Ю., Шувалов В.М., Наумкин Г.И., Головкин А.Б.)
Такую структуру предлагаемого образования архитектора-храмостроителя и выставки ("маленький Иерусалим", как между собой называем ее мы - организаторы) можно сегодня увидеть в Центральном Доме архитектора.


На выставке:
В. Логвинов - Президент Союза московских архитекторов РФ
О. Севан - Зав. сектором РИК, президент Российского ЕКОВАСТ
Н. Метленков - Председатель УМО по образованию в области архитектуры
С. Ильвицкая - Зав. кафедрой архитектуры, д.арх., професор


Выступление архитектора, члена Экспертного общественного совета
при главном архитекторе г. Москвы А. Клименко

Представленный подход к изучению и осмыслению культового зодчества весьма актуален, поскольку развитие мировой культуры имеет заметное влияние на данную архитектуру, которое не всегда очевидно поверхностному наблюдателю. В нашей многонациональной и многоконфессиональной стране проектирование и реализация таких современных построек чаще всего не вызывает особенных восторгов, как у профессионалов, так и у широкой общественности.
Строительство культовых сооружений переживает новое рождение в нашей стране, начиная с 1990-х годов, стали появляться постройки церковного, а рядом и жилого характера, как в крупных городах, так и на сельских территориях в различных регионах. Неоднозначность некоторых проектов в современном зодчестве уже сейчас вызывает полемику в архитектурных и искусствоведческих кругах, они представляют собой пеструю картину в концептуальном плане. Поиски своеобразия, как правило, идут в рамках не осмысления традиций, исторических форм, смыслов, символов, а чаще всего поверхностного копирования, что отражается в самих постройках.
В работах студентов Архитектурного факультета ГУЗ мы учитывали тот факт, что сегодня мало обращается внимание на региональную специфику и места размещения сооружений в пространстве, в историко-культурных регионах, что существенно и имеет несомненное значение для любого типа исторических и современных зданий.
В результате повсеместно сложилась ситуация, особенно это видно в мегаполисах, когда авторы и заказчики современных архитектурных проектов храмов недостаточно ясно представляют себе ту степень приближения к оригиналу, которую они закладывают в свою концепцию. Заказчики - как правило, представители различных церквей или частные лица, чаще всего также не владеют информацией, не разбираются в исторических и тем более современных течениях архитектуры. Поэтому выбираются образцы по их собственному вкусу, соответствующему образованию… Нередко откровенный "китч" в стиле "a-la Russе" выдается за "копии" подлинных памятников. Но работать в этом направлении необходимо.


Выступление представителя Русской православной церкви
-о. Игнатия, иеромонаха Сретенского монастыря г. Москвы

На обсуждаемой выставке мы не представили проекты деревянных культовых сооружений. Но этот вопрос сегодня обсуждается на разных площадках и на разных конференциях, но очевидно, что и эти сооружения заслуживают специальных подходов как в их изучении, осмыслении, так и проектирования в новых авторских формах и современных конструкциях.
Тем не менее, среди студенческих работ мы представили наиболее удачные примеры решения поставленных задач, интересные макеты восточных сооружений (Китая, Японии, Индии), реставрационные предложения по российским монастырям и другие. Некоторые проекты вызывают очевидный восторг у профессионалов (например, храм в Олимпийской деревне г. Сочи), выполненный в византийском стиле, но не застывшего во времени.
Выставка демонстрирует творческие поиски и направление образовательного процесса по столь сложной и деликатной теме в непростом времени нашей современной действительности. Сегодня особенно очевидна необходимость изучения и осмысления мировой современной архитектуры, в плане сравнения различных подходов к проектированию храмов, что также требует определенного опыта, накопления знаний и профессионального таланта для понимания времени, в котором мы живем и направления храмовой архитектуры, в котором надо двигаться и развиваться.

Все новости

ValNet.ru Курсы оценщиков SpyLOG Ramblers Top100
10 .